Одно время, когда еще не было mp3, а также CD и DVD-плееров, люди слушали музыку на виниловых проигрывателях. Цифровые технологии записи звука, казалось бы, совсем вытеснили старые проигрыватели, однако некоторое увеличение продаж виниловых (или LP) пластинок, а также постепенное появление все новых моделей проигрывателей для их прослушивания позволяют говорить о некоем «виниловом ренессансе». И действительно, хвалить звук с винила среди меломанов стало чем-то вроде правила хорошего тона. А многие музыканты, как известно, сейчас выпускают новые альбомы не только на CD, но и в LP-версиях. Так лучше ли винил цифровых форматов по качеству звучания, и если лучше то – чем?
Для начала определимся, чем отличается виниловая запись от цифровой в техническом, так сказать, ключе. В любом цифровом проигрывателе информация из аудио-файла вначале преобразуется в аналоговый сигнал, и только после этого передается дальше для последующего прослушивания. Записанная же виниловая пластинка не требует подобного конвертирования, поскольку звук на ней фиксируется при помощи специально вырезанных на диске углублений, повторяющих форму звуковых волн. Это позволяет передавать аналоговый сигнал сразу на усилитель, в результате чего значительно уменьшаются разнообразные искажения и потери информации. Таким образом, технически виниловая запись обеспечивает более точную передачу формы звуковой волны, а данный параметр непосредственно влияет на всю палитру звуков, воспринимаемых слушателем.
Именно это обстоятельство позволяет защитникам виниловых записей говорить о большей естественности звучания винила по сравнению с DVD или CD версиями, скажем, одних и тех же записей. С другой стороны, определенным и существенным минусом винила будет уязвимость поверхности пластинки к возможному появлению на ней царапин. Даже при самом бережном отношении к пластинкам, загрязнения их поверхности, как и царапины на ней, неизбежны. Все это может вносить в хваленый естественный аналоговый звук существенные помехи, в то время как цифровые носители лишены данного недостатка.
Спрос на LP
И все же интерес к винилу подтверждается информацией о росте продаж таких пластинок. Во всяком случае, в США, по данным маркетинговой системы Nielsen Soundscan, было продано дисков из винила на 33,5% больше, чем в начале текущего года, сообщает Звуки.ру. По одним только Соединенным Штатам, конечно, нельзя судить о ситуации в мировом масштабе, но если нам необходима подходящая иллюстрация проснувшегося интереса меломанов к виниловым пластинкам, можно взглянуть хотя бы на разнообразие современных LP-проигрывателей. Уровень сегодняшних технологий здесь повлиял практически на все, начиная от применения несравнимо более качественных материалов, и заканчивая значительно усовершенствованными конструкциями привода и тонарма. А поскольку тонарм, как устройство, отвечает за непосредственное воспроизведение звука, то, чем оно совершеннее, тем выше будет и качество воспроизводимого аудио. Прибавим сюда, применяемые в конструкциях современных LP-проигрывателей, разнообразные технические «фичи» вроде подпружиненной подвески мотора, или самостоятельно разработанных производителем высокоточных подшипников диска проигрывателя. Само собой, сейчас на рынке звуковой аппаратуры ситуация не та, что в 70-е годы прошлого тысячелетия, но, все равно такие модели проигрывателей вряд ли создавались бы при отсутствии на них определенного спроса. Опять же, рост популярности виниловых дисков представляет собой мировую тенденцию, и если мы не наблюдаем особого ажиотажа среди покупателей проигрывателей, то новые виниловые пластинки, хоть и не в огромных количествах, но покупают.
Причем имеется даже такое явление, как переиздание виниловых тиражей. И вот здесь мы снова подходим к интересному вопросу о качестве готовой продукции.
О качестве звука
Чтобы понять, чем могут отличаться недавно изданные новые виниловые диски от старых, необходимо обратить внимание на технологические особенности изготовления таких пластинок. Основой для издания любого винилового тиража всегда была так называемая мастер-лента из студии звукозаписи. С использованием этого оригинала на заводе LP-пластинок впоследствии изготавливались матрицы, с которых и происходило массовое печатание тиражей. Но сегодня при переиздании старых записей вместо мастер-ленты может применяться практически что угодно. Нередко в ход идут реставрированные ленты, или их оцифрованные копии. Ведь найти сегодня «живую» мастер-ленту альбома, скажем, тридцатилетней давности будет весьма проблематично.
Хорошо, если издатель честный, дорожит своей репутацией и открыто указывает исходный источник звукового материала. Но ничто не мешает для изготовления нового тиража (или, как его еще называют, «новодела») использовать обыкновенный компакт-диск, а также wav, или вообще файлы mp3. В этом, сильно запущенном случае, вопрос о качестве, как бы, уже не актуален. Выпуск некачественных «новоделов» наносит существенный урон репутации современной виниловой индустрии. Ведь пластинки новых тиражей приобретаются не в сувенирных целях, и в основном – продвинутыми меломанами, а уж они-то нередко в состоянии сравнить качество одних и тех же альбомов на виниле и в «цифре». Для этого просто сравнивается звучание обоих дисков примерно похожих тиражей на «идентичной» по качеству аппаратуре.
Можно провести тест и самостоятельно, но крайне желательно, чтобы оба устройства были сопоставимы хотя бы по классу, и еще лучше – изготовлены одной фирмой-производителем. Ведь если виниловая пластинка слушается на современном, достаточно качественном проигрывателе, а для прослушивания CD используется обычный плеер, результаты такого теста будут весьма сомнительными.
В итоге вопрос сравнения качества виниловой и цифровой записи сильно неоднозначен, поскольку выиграть это соревнование может как LP, так и CD пластинка. Результат же может зависеть, в том числе и от субъективных предпочтений автора. И лучше цифровой записи виниловый диск действительно может оказаться, хоть и далеко не каждый.
Для начала определимся, чем отличается виниловая запись от цифровой в техническом, так сказать, ключе. В любом цифровом проигрывателе информация из аудио-файла вначале преобразуется в аналоговый сигнал, и только после этого передается дальше для последующего прослушивания. Записанная же виниловая пластинка не требует подобного конвертирования, поскольку звук на ней фиксируется при помощи специально вырезанных на диске углублений, повторяющих форму звуковых волн. Это позволяет передавать аналоговый сигнал сразу на усилитель, в результате чего значительно уменьшаются разнообразные искажения и потери информации. Таким образом, технически виниловая запись обеспечивает более точную передачу формы звуковой волны, а данный параметр непосредственно влияет на всю палитру звуков, воспринимаемых слушателем.
Именно это обстоятельство позволяет защитникам виниловых записей говорить о большей естественности звучания винила по сравнению с DVD или CD версиями, скажем, одних и тех же записей. С другой стороны, определенным и существенным минусом винила будет уязвимость поверхности пластинки к возможному появлению на ней царапин. Даже при самом бережном отношении к пластинкам, загрязнения их поверхности, как и царапины на ней, неизбежны. Все это может вносить в хваленый естественный аналоговый звук существенные помехи, в то время как цифровые носители лишены данного недостатка.
Спрос на LP
И все же интерес к винилу подтверждается информацией о росте продаж таких пластинок. Во всяком случае, в США, по данным маркетинговой системы Nielsen Soundscan, было продано дисков из винила на 33,5% больше, чем в начале текущего года, сообщает Звуки.ру. По одним только Соединенным Штатам, конечно, нельзя судить о ситуации в мировом масштабе, но если нам необходима подходящая иллюстрация проснувшегося интереса меломанов к виниловым пластинкам, можно взглянуть хотя бы на разнообразие современных LP-проигрывателей. Уровень сегодняшних технологий здесь повлиял практически на все, начиная от применения несравнимо более качественных материалов, и заканчивая значительно усовершенствованными конструкциями привода и тонарма. А поскольку тонарм, как устройство, отвечает за непосредственное воспроизведение звука, то, чем оно совершеннее, тем выше будет и качество воспроизводимого аудио. Прибавим сюда, применяемые в конструкциях современных LP-проигрывателей, разнообразные технические «фичи» вроде подпружиненной подвески мотора, или самостоятельно разработанных производителем высокоточных подшипников диска проигрывателя. Само собой, сейчас на рынке звуковой аппаратуры ситуация не та, что в 70-е годы прошлого тысячелетия, но, все равно такие модели проигрывателей вряд ли создавались бы при отсутствии на них определенного спроса. Опять же, рост популярности виниловых дисков представляет собой мировую тенденцию, и если мы не наблюдаем особого ажиотажа среди покупателей проигрывателей, то новые виниловые пластинки, хоть и не в огромных количествах, но покупают.
Причем имеется даже такое явление, как переиздание виниловых тиражей. И вот здесь мы снова подходим к интересному вопросу о качестве готовой продукции.
О качестве звука
Чтобы понять, чем могут отличаться недавно изданные новые виниловые диски от старых, необходимо обратить внимание на технологические особенности изготовления таких пластинок. Основой для издания любого винилового тиража всегда была так называемая мастер-лента из студии звукозаписи. С использованием этого оригинала на заводе LP-пластинок впоследствии изготавливались матрицы, с которых и происходило массовое печатание тиражей. Но сегодня при переиздании старых записей вместо мастер-ленты может применяться практически что угодно. Нередко в ход идут реставрированные ленты, или их оцифрованные копии. Ведь найти сегодня «живую» мастер-ленту альбома, скажем, тридцатилетней давности будет весьма проблематично.
Хорошо, если издатель честный, дорожит своей репутацией и открыто указывает исходный источник звукового материала. Но ничто не мешает для изготовления нового тиража (или, как его еще называют, «новодела») использовать обыкновенный компакт-диск, а также wav, или вообще файлы mp3. В этом, сильно запущенном случае, вопрос о качестве, как бы, уже не актуален. Выпуск некачественных «новоделов» наносит существенный урон репутации современной виниловой индустрии. Ведь пластинки новых тиражей приобретаются не в сувенирных целях, и в основном – продвинутыми меломанами, а уж они-то нередко в состоянии сравнить качество одних и тех же альбомов на виниле и в «цифре». Для этого просто сравнивается звучание обоих дисков примерно похожих тиражей на «идентичной» по качеству аппаратуре.
Можно провести тест и самостоятельно, но крайне желательно, чтобы оба устройства были сопоставимы хотя бы по классу, и еще лучше – изготовлены одной фирмой-производителем. Ведь если виниловая пластинка слушается на современном, достаточно качественном проигрывателе, а для прослушивания CD используется обычный плеер, результаты такого теста будут весьма сомнительными.
В итоге вопрос сравнения качества виниловой и цифровой записи сильно неоднозначен, поскольку выиграть это соревнование может как LP, так и CD пластинка. Результат же может зависеть, в том числе и от субъективных предпочтений автора. И лучше цифровой записи виниловый диск действительно может оказаться, хоть и далеко не каждый.
Похожие статьи:
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Перед публикацией все комментарии проходят предварительную проверку на спам